Ваш регион: Москва
  • Мос. обл. (50)
  • Тула (71)
  • Воронеж (36)
Вход для клиентов

 

Долой техногламур!

12.11.2008

Подкравшийся незаметно кризис поставил крест на планах большинства российских и мировых компаний. В условиях постоянного дефицита свободных средств о бюджетах на развитие речи не идет – за счастье считается сохранить бизнес и выйти из финансовой передряги с минимальными потерями. В новых условиях стремление собственников и наемных менеджеров к экономии приобрело маниакальный характер. Компании сворачивают масштабные программы и обнуляют бюджеты на развитие. Первыми жертвами «финансовой опричины» пали контракты с консалтинговыми компаниями, в том числе с IT-интеграторами: по рынку уже пошла волна новостей о сокращении расходов компаний-клиентов на внедрение систем планирования ресурсов предприятия (ERP). Для IT-консультантов это грозит потерями заказов и более чем вероятными финансовыми трудностями. 

К «жесткой посадке» готовятся и в Microsoft. По словам руководителя Microsoft Business Solutions Владимира Водянова, кризис уже отразился на ERP-сегменте рынка в целом. Он повлиял не только на темпы и объемы продаж, но и на мотивы покупателей. Раньше интеграция систем управления ресурсами предприятия осуществлялась больше из соображений престижа: в канун IPO будущих акционеров было проще убедить в финансовой прозрачности компании, указав в инвестиционном меморандуме, что всеми денежными потоками управляет умная «ERP-система, установленная в 98% компаний отрасли». С началом панических настроений налет «техногламура» у клиентов пропал начисто. Если ERP внедряется сейчас, когда пружина кризиса закручивается еще туже, то это значит, что система на предприятии действительно нужна. 

Чем же обусловлена такая необходимость? «ERP-система управляет ресурсами, а в условиях кризиса количество ресурсов следует сокращать, чтобы быть эффективнее, а те, что есть – использовать более рационально», - объясняет мотив идущих «против рынка» компаний Владимир Водянов. Состоятельность «технократического» подхода к управлению эффективностью будет обсуждаться на конференции «Microsoft Business Forum 2008». Она пройдет 14 ноября 2008 года в отеле Radisson SAS в Москве и на ней наверняка не останется без внимания та помощь, которую ERP-системы оказали компаниям в период кризиса. Конечно, доля новых продаж в портфеле системных интеграторов значительно сократится, а потенциальные заказчики в выборе систем станут ориентироваться не на бренд, а на ожидаемый эффект от внедрения в ближайшей перспективе. Тут на первый план выйдет прогнозирование будущих продаж. В условиях, когда ликвидность – главная ценность, возможность предсказать объемы cash flow через месяц-два оказывается на вес золота. Система прогнозирования доходов на основе статистических методов, доказавшая свою состоятельность во время экономического роста, в условиях кризиса не действует. Исчерпывающий ответ на вопрос «А когда нам заплатят?» есть только у сейлз-менеджеров. 

Впрочем, чтобы собирать данные о продажах «с кончиков пальцев» и эффективно управлять клиентскими отношениями, корпоративным клиентам совсем не обязательно вкладывать десятки и сотни тысяч долларов на установку стационарной ERP- или CRM-системы. У Microsoft появился готовый рыночный продукт, основанный на концепции software as a service (SaaS). Обладая практически полным функционалом стационарных решений, хостинговая модель лишена их главных недостатков – необходимости крупных инвестиций и проблем с настройкой. Для развертывания системы достаточно пары дней, а для работы в ней – наличия на стороне заказчика контракта на обслуживание и «тонкого клиента». Как не устают подчеркивать представители Microsoft, компания ожидает «экспоненциального роста» спроса на CRM-систему, «упакованную» в концепцию SaaS. 

Как подчеркнул Владимир Водянов, запуск хостингового решения с практически полным функционалом CRM-системы означает повышенный интерес Microsoft к среднему и малому бизнесу. Сегодня для компаний такого масштаба на рынке не так много подходящих ИТ-решений. Например, небольшому предприятию необходим полный функционал по продажам, поскольку там работают «универсальные» продавцы. При этом решение должно быть недорогим - небольшие компании чрезвычайно внимательны к ценам, а «всемогущий» софт по определению не может быть дешевым. 

На фоне снижения спроса на системы управления ресурсами предприятия вполне ожидаемым выглядит ужесточение конкуренции между международными и российскими разработчиками, которые на родном для них рынке традиционно чувствуют себя уверенно. Соперничество «наших» и иностранцев, скорее всего, не выйдет за привычные рамки, говорит Владимир Водянов. Поглощений российских компаний их глобальными конкурентами не последует – уж слишком велики риски – однако разработчикам следует ждать взаимного обмена клиентами. Отечественные производители бизнес-софта разыграют свой главный козырь – более низкую по сравнению с импортными системами цену и благодаря этому привлекут под свои флаги часть корпоративных пользователей. Однако возможен и обратный вариант: взглянув на потребности по-новому, ряд компаний перейдут на ERP-системы, созданные разработчиками глобальной «большой тройки». 

Что будет дальше? Возможно, ответ на этот вопрос будет получен на конференции «Microsoft Business Forum 2008». Солидный состав участников – среди них будут топ-менеджеры управляющей компании «Альфа-Капитал», ритейлера «Л'Этуаль», инвестфонда Baring Vostok Capital Partners, авиакомпании «Трансаэро», «Тойоты Мотор», холдинга «Уралмаш», компаний Valio и Faberlic – обещает обмен передовым опытом и захватывающую полемику о судьбе российской экономики в период кризиса и о широте возможностей использования ERP-систем в бизнесе любого масштаба. Пока же, до форума, прогнозов о состоянии российского ERP-рынка не берется делать никто. Чем нынешняя ситуация может понравиться разработчикам софта и интеграторам, так это динамикой принятия решений: если раньше компании могли по полгода думать о внедрении ERP или CRM, то теперь период раздумья не превышает недели. Стоящий на краю паники рынок оживился, он сейчас совсем не похож на ту вязкую субстанцию, какой был раньше. «В нынешних реалиях мы чувствуем себя намного лучше, - говорит Владимир Водянов. - Самое время увеличить свою долю рынка». 

Евгений Купраш, E-xecutive

Другие новости